Факторы, влияющие на профессиональные предпочтения старшеклассников: социологический анализ
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1702-2025-150-1-158-173Ключевые слова:
старшеклассники, профессиональные предпочтения, профессиональная траектория, профориентационная работа, профессия, выбор профессии, факторАннотация
В статье анализируются факторы, влияющие на формирование профессиональныхпредпочтений старшеклассников. Проблемы формирования профессиональных предпочтений и профессиональных траекторий школьников являются одним из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день. Неправильное решение может привести к тому, что в будущем они могут не трудоустроиться по специальности и привести к безработице молодежи.
Теоретическую значимость статьи составляет теоретический анализ понятия«профессиональные предпочтения школьников старших классов». Практическая ценностьисследования характеризуется разработкой предложений для администрации школы изаинтересованных специалистов по данному вопросу для разработки и мониторинга программыэффективной профориентационной работы учащихся в старших классах.
Результаты исследования показывают, что в 9 и 10 классах старшеклассники проявляют неопределенность в выборе профессионального выбора, в 11 классе школьники старших классов принимают окончательное решение о профессиональном выборе. Различий между старшеклассниками городских и сельских школ в принятии решения о профессиональном выборе не наблюдается. Городские школьники чаще, чем сельские, обращаются самостоятельно вне школы за консультацией в профориентационные центры. В статье выявлены факторы, способствующие формированию профессиональных предпочтений и выбору будущей профессии школьников старших классов средних общеобразовательных и специализированных школ с учетом гендера, школ города и села.
Родители являются основным фактором, влияющим на профессиональные предпочтения, доминирующим в определении профессиональных траекторий старшеклассников в зависимости от типа школы, гендерных различий, городских и сельских школ.






