Отношение профессорского-преподавательского состава к качеству цифровизации образовательных и административно-управленческих процессов в вузах РК
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1702-2025-150-1-37-58Ключевые слова:
цифровизация в высшем образовании, отношение профессорско-преподавательского состава к качеству цифровизации, цифровизация административного управления в системе высшего образованияАннотация
В статье анализируется восприятие и отношение профессорско-преподавательского состава (ППС) к цифровизации образовательных и административно-управленческих процессов в вузах Казахстана. Исследование охватило ключевые тренды цифровизации, включая качество инфраструктуры, отношение ППС к цифровым технологиям и соответствие программного обеспечения образовательным требованиям. Результаты показывают, что большинство преподавателей оценивают уровень цифровизации как средний. При этом отношение ППС к цифровизации неоднозначно. Качество беспроводного интернета и доступность компьютеров вызывают неудовлетворенность. Выявлена проблема несоответствия программного обеспечения образовательному процессу. Это, в свою очередь, приводит к тому, что ППС в полной мере не имеет возможности эффективно использовать современные цифровые инструменты. Теоретическая значимость исследования способствует более детальному изучению влияния процесса цифровизации на систему образования, особенно изменения в отношениях между преподавателями и обучающимися, а также влияния цифровых инструментов на качество образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию процесса цифровизации. Данные рекомендации включают улучшение материально-технической базы высших учебных заведений, повышение уровня цифровых компетенций ППС и эффективное использование в вузе цифровых инструментов в процессе обучения и управления. Результаты исследования позволили определить организационные и инфраструктурные меры, необходимые для полной реализации потенциала цифровых технологий в системе высшего образования.