Деятельность организаций среднего образования: условия и ограничивающие аспекты (по данным международного опроса TALIS)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1702-2025-151-2-173-193

Ключевые слова:

директора школ, TALIS, многомерное шкалирование, школьные проблемы, квалификация учителей, школьная автономия, цифровизация

Аннотация

Целью статьи является анализ социальных условий возникновения школьных проблем. Эмпирической базой служат данные международного исследования TALIS, выборка составляет 15 980 респондентов. При помощи математических процедур многомерного шкалирования и кластеризации проведён анализ данных по вопросу анкеты, в котором директорам школ предлагалось обозначить проблемы, осложняющие деятельность организации. Исследование свидетельствует, что треть директоров отмечает нехватку учителей, способных обучать учащихся с ограниченными возможностями здоровья, и вспомогательного персонала, чуть меньше – сложности с цифровыми технологиями, наличием учебного пространства и физической инфраструктуры, каждый четвёртый руководитель видит нехватку времени для общения с учениками. Научная значимость статьи заключается в расширении методов анализа обозначенного исследования для понимания проблем в сфере среднего образования: применён метод многомерного шкалирования и кластеризации. По итогам моделирования получены две шкалы и шесть кластеров, которые показали, что школьные проблемы можно разделить, с одной стороны, на материально-ориентированные (нехватка цифровых технологий, несоответствие физической инфраструктуры, ограниченный доступ в сеть Интернет, нехватка учебных материалов) и человекоориентированные аспекты (нехватка учителей и вспомогательного персонала, недостаток времени на наставничество); с другой стороны, существуют проблемы базовые (невысокая квалификация учителей и сложности с учебной литературой) и перспективные (профессиональный рост педагогов и качественное преподавание, в том числе инклюзивное образование). Понимание школьных проблем и их взаимосвязи с социальными факторами способствует принятию информированных решений при разработке политик в среднем образовании.

Загрузки

Опубликован

2025-06-17

Выпуск

Раздел

Articles

Как цитировать

Деятельность организаций среднего образования: условия и ограничивающие аспекты (по данным международного опроса TALIS). (2025). Gumilyov Journal of Sociology, 151(2), 173-193. https://doi.org/10.32523/3080-1702-2025-151-2-173-193

Похожие статьи

1-10 из 12

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.